Диагностика

Ступичные подшипники обычно проявляют себя характерным гулом, в первую очередь, и/или люфтом при проверке состояния подвески. Гул равномерный, нарастает по мере роста скорости движения, усиливается при увеличении нагрузки на изношенный подшипник; нагрузка – ключевой момент диагностики ступицы. Для определения правой или левой стороны, а также для снятия подозрений с редуктора заднего моста проводим тест в движении – покачиваем рулем для переменной загрузки правой (в левом повороте) и левой (в правом повороте) сторон автомобиля, и меняем усилие на педали газа – от интенсивного разгона до торможения двигателем.

“Больная” задняя ступица либо больше гудит в повороте с нагрузкой на нее, либо меньше гудит при разгрузке. Также, ощущается небольшое изменение характера звука при изменении тяги, связанное с загрузкой/разгрузкой задней оси при разгоне/торможении. Для исключения других элементов трансмиссии и двигателя переключаем передачи не меняя скорости движения – частота звука меняться на должна.
Итак, в данном случае, была определена задняя правая ступица. Случай уже весьма запущенный – гул отчетливо меняется  при проезде неровностей – меняем.

 

Выбор производителя запчастей

Задняя ступица на полноводных RAV4 второго поколения поставляется только в сборе, выполнена единым элементом и разбору не подлежит. Этим и объясняется высокая цена – оригинал стоит около 4500 рублей. В продаже есть немало альтернативных производителей, однако уровень цен практически не отличается. Недавно в продаже появились китайские ступицы SAT по цене менее 2000 руб (в европейской части РФ) и около 1000 руб в восточной части страны; учитывая невысокую сложность процедуры замены и низкую цену китайской детали – опробовать их можно, но пока что внятной статистики по ним нет. В итоге, в данном случае был закуплен оригинал Toyota 42410-42020.

 

Замена

Сама процедура не вызывает особых вопросов – снять привод, суппорт и тормозной диск и открутить 4 гайки крепления ступицы к кулаку. На практике, однако, пришлось немного повозиться.

Снимаем колесо, вытаскиваем шплинт и снимаем стопорный колпачок ступичной гайки. Чистим резьбу приводного вала от ржавчины. Затем ставим колесо на место, не забыв удалить с него защитный колпачок, фиксируем автомобиль и зажимаем педаль тормоза. Откручиваем ступичную гайку (момент затяжки 215 Н*м) удлиненной шестигранной головкой на 30.

Если резьба сильно заржавела – смазываем и откручиваем ступенчато, чтобы не испортить резьбу гайки.

Откручиваем 4 гайки на 14 крепления привода к редуктору заднего моста. Доступ к гайкам удобный, крутить привод не приходится. Перед снятием привода отмечаем взаимное расположение привода и фланца редуктора, при сборке совмещаем отметки.

Далее инструкция рекомендует снять датчик ABS, он крепится болтом на 10 к кулаку, но в данном случае он довольно плотно уселся, и при снятии возник риск его повредить, поэтому датчик был оставлен на месте – снятию привода он не мешает, просто действуем аккуратно.

Отсоединяем привод от редуктора и извлекаем его из ступицы легким постукиванием через проставку.

  

С приводом обращаемся аккуратно, дабы не повредить инкрементное кольцо ABS.

Откручиваем 4 гайки на 14 крепления ступицы к кулаку; 4 отверстия в ступице как раз для доступа к этим гайкам. И снимаем ступицу, по крайней мере так написано в инструкции, и так было бы на относительно свежем автомобиле. Но автомобиль не очень свежий, а ступица, похоже не снималась никогда – прикипела, приржавела и составила с кулаком одно целое. Снять старую ступицу с посадочного места оказалось самым продолжительным этапом работы.

Первым делом ступица была выбита из кулака. Несколько плотных ударов по внешней обойме сделали свое дело, но самурайская ступица еще не сдалась. Дело в том, что пластина к которой крепится тормозной суппорт, а вместе с ней и пластина крепления колодок и троса стояночного тормоза и защитный кожух, крепятся к кулаку не самостоятельно, а всего лишь прижимаются самой ступицей. И вся эта конструкция также приросла ржавчиной к ступице. Попытки вбить клин между плоскостями пластин и ступицы не увенчались успехом – технологического зазора для этого не предусмотрено. На фото видно выступающую обойму ступицы, ту ее часть, которая входит в отверстие в кулаке (слева кулак и шпильки крепления ступицы, справа – пластина и ступица).

Технически правильным шагом было бы снять всю эту конструкцию с автомобиля и, соорудив упор в пластину по периметру плоскости прилегания ступицы, выдавить ее съемником или прессом. Но к пластине крепится неразрезной фиксатор соединения тормозной трубки и шланга,  т.е. для снятия пришлось бы их разъединять и завоздушить тормозную систему. Учитывая несколько подозрительное состояние тормозной трубки, было решено по возможности этого избежать.

Для лучшего доступа, были сняты колодки ручника и трос. Трос, кстати, также не очень хорошо сохранился в наших условиях – силуминовый элемент крепления троса к пластике заболел белой чумой и осыпался при снятии. Трос под замену, т.к. крепеж выполнен несъемным.

Теперь сросшаяся конструкция достаточно свободно перемещается, вставляем упор между кулаком и обоймой ступицы (куда на фото выше вставлена отвертка), с тем чтобы выдавить ступицу ударной техникой. В качестве упора подойдет стальная пластина толщиной 5 мм, главное чтобы плотно прилегала и не пружинила. После серии плотных ударов по периметру ступица сдалась.

Как видим, вся внешняя обойма капитально проржавела. А это пластина и поворотный кулак:

Аналогично – весь покрытый ржавчиной, абсолютно весь (с). Чистим место посадки новой ступицы шабером. Больший эффект дает постукивание молоточком – ржавчина отлетает кусками. По-видимому, проблема в том что этот элемент никак не закрыт от внешнего воздействия, и, при этом изначально отсутствует плотная посадка по месту, например конус, что и приводит к усиленному ржавлению и ступицы и кулака с пластиной.

Старая и новая ступицы:
 

Новая ступица встает на место от руки, совершенно свободно. Затягиваем гайки моментом 50 Н*м и возвращаем на место колодки и трос ручника

 

 

Дальше все в порядке обратном снятию. При установке тормозного диска соблюдаем расположение отверстия для регулировки ручника с выемкой на фланце ступицы.

Метки:
 

Добавить комментарий