Ремонт блока управления АКПП Toyota RAV4
В большинстве случаев неправильной работы автомата виноват блок управления (ЭБУ, он же ECU), который на данных аппаратах совмещает в себе функции управления ДВС и АКПП.
Как известно, в том числе из официального бюллетеня Toyota, многие блоки на втором поколении подлежат замене ввиду выявленного дефекта. Дефект, собственно, простой — со временем нарушается пайка. Преобладает мнение, что причиной такого дефекта является конструктивная недоработка платы — некоторые микросхемы рассеивают много тепла, что приводит к циклическим локальным деформациям, от которых возникают микротрещины в пайке элементов. В результате — обрыв или слабый контакт управляющих цепей АКПП.
Схемы ремонта
В сети можно найти схемы пропайки таких «мозгов», например здесь: http://rav4russia.blogspot.ru/2009/02/blog-post.html с подробным описанием, или на форуме: http://4rav.ru/forums/index.php?s=&showtopic=1081&view=findpost&p=387137
Для истории продублируем эти схемы здесь:
Как видно по схемам, подпайке подлежат микросхемы TEN 811600 4623 1010 — именно они отвечают за управление соленоидами АКПП и резисторы формата 3х6 мм.
Ликбез
Для лучшего понимания работы АКПП и действий ЭБУ по управлению коробкой, рекомендуются к прочтению следующие материалы:
- http://www.vashtent.ru/akpp/gidravlicheskie-sistemy-upravleniya-akpp.html — принцип работы гидравлической АКПП
- http://www.vashtent.ru/akpp/elektrogidravlicheskie-sistemy-upravleniya.html — работа АКПП с ЭБУ и далее в разделе «Системы управления переключением передач» о работе соленоидов.
- http://akpp61.ru/2012/01/22/gidroblok-akpp-specialnye-klapany-dlya-regulirovaniya-davleniya/ — о соленоидах с картинками и много интересного по соседству.
В общих чертах, можно сказать что в нашем случае:
- АКПП работает самостоятельно, на традиционных механических принципах (клапанах). В частности, руководство по ремонту одного известного издательства, предлагает для локализации неисправностей АКПП отключить разъем управления соленоидами и поездить на чисто механическом принципе.
- Блок управления вмешивается в работу механики, модулируя широту импульса работы соленоидов. Через это регулируется давление в системе и подача давления к клапанам переключения.
- Учитывая что и давление в системе и подача этого давления регулируются электроникой, ЭБУ может изменить штатную работу механики АКПП до неузнаваемости. Поэтому, в случае обоснованных подозрений на неисправность ЭБУ, не исключено, что до места ремонта или стоянки лучше добираться, отключив разъем соленоидов, благо он хорошо доступен.
Анамнез
Пациент: RAV4 2002 года выпуска, т.е. из группы риска.
Симптомы: ошибка P0753, трогается с 3-й передачи, задняя включается с ощутимым пинком. Перевод селектора D->N->D позволяет иногда включить первую передачу. Если начать движение с 3-й, может включиться на ходу 2-я — с пинком, опять же. Ездить с таким поведением коробки решительно невозможно и противопоказано. Задняя также включается с заметным пинком.
Известно что эксплуатация автомобиля с неисправностью ЭБУ весьма способствует развитию механических проблем, уже в самой АКПП. А ремонт АКПП, в свою очередь, долог, дорог и труден.
Лечение
Итак, что было сделано. Первым делом была проверена цепь, по которой ЭБУ обозначил ошибку, это цепь управления соленоидом B (SL2). По инструкции сопротивление должно быть 5.5 Ом. Замеряем — ровно как положено.
Далее снимаем и разбираем блок управления, извлекаем плату. Снимается блок элементарно — достаточно откинуть перчаточный ящик и снять накладку пассажирского порога и ее продолжение под правой ногой, отсоединить разъемы ЭБУ и открутить 2 гайки на 10. Разбирается не сложнее — крестовой отверткой.
Затем при помощи лупы были исследованы проблемные точки по схеме. В нескольких местах, а именно в пайке резисторов R330 были обнаружены неровности, похожие на микротрещины. Проверка обычным тестером показала что в одном «самом подозрительном» месте между припоем и элементом образовался лишний 1 Ом. Резисторы эти не особо мелкие, хоть и SMD, формата 3×6 мм, поэтому подозрительные места были пройдены паяльником с узким жалом на температуре около 350 градусов. Судя по информации с форумов, эти самые резисторы R330 наиболее часто требуют внимания.
Хорошей камеры под рукой не было, поэтому дефекты на фотографии не разглядеть, к сожалению.
Ставим «мозги» на машину, заводим, сбрасываем ошибки, греем. Переключаемся по всей гребенке передач, проверяем ошибки, ошибок нет. Пробная поездка показала что исходная неисправность устранена — 1я и 2я передачи включаются как положено, задняя включается без пинка, но присутствуют задержки при включении задней передачи и переключении 2->3. На малой нагрузке, за счет той самой задержки, переключение со второй на третью передачу происходит с провалом тяги, и как следствие с толчками. Ездить в городском режиме весьма не комфортно, приходится либо разгоняться интенсивно, чтобы переключение производилось на оборотах около 4000, либо сбрасывать газ при наборе скорости 30-40 км/ч, т.е. «играть газом». Ощущение, что в момент переключения не хватает давления в магистрали, точнее, будто оно подается недостаточными порциями — передача включается со второй или третьей попытки.
Для исключения электронной проблемы «мозги» бы пропаяны более подробно, с привлечением специалиста из области ремонта мобильных телефонов. Специалист обработал элементы по указанной схеме и дополнительно те места, которые вызывали подозрения по качеству пайки. После этой процедуры кардинального изменения не произошло. Включение задней с задержкой, переключение 2-3 неровное, при сбросе газа в момент этого переключения обороты успевают «провалиться» до уровня холостого хода.
Вероятный виновник такого поведения — адаптация ЭБУ, поскольку именно ЭБУ регулирует давление в системе. Для решения проблемы рекомендуется сделать memory reset, для чего нужен соответствующий адаптер. В данном же случае, после подробной пропайки, стал намечаться прогресс — по мере езды включение 3й передачи стало выравниваться, задержка включения реверса снижалась. Спустя 150-200 км городского пробега процессы постепенно пришли в норму.
2 Responses to Ремонт блока управления АКПП Toyota RAV4
Добавить комментарий Отменить ответ
Статьи по темам
Ремонт и тех. обслуживание
Гараж 44Нижний Новгород, ул. Александра Хохлова+7-903-600-00-34+7-920-016-30-85Поиск по сайту
Технологии
Есть ли возможность просто заказать новый блок управления?
Разумеется можно, но это либо у дилеров и совсем дорого ($2K) либо срок поставки месяц и тоже дорого ($1K).