Втулки стабилизатора — деталь копеечная и меняется легко, однако часто им не уделяется должного внимания. Казалось бы, всё просто — резинки держат штангу, если подергать — держат плотно, значит стучать и брякать нечему. Но это не так.

В случае с RAV4 была такая проблема: в холодную погоду, пока подвеска не прогреется, что-то сильно стучало на кочках, а к концу поездки всё было тихо. После замены втулок проблема ушла. Судя по всему, изношенные и задубевшие втулки позволяли стабилизатору гулять влево-вправо, задевая, например, за рычаг передней подвески.

Самое сложное в замене — подобрать ключи, воротки и удлинители для удобного доступа к болтам крепления скоб, фиксирующих стабилизатор к подрамнику. Каждая скоба крепится двумя болтиками на 12, причем задние хорошо доступны для накидного ключа, а вот к передним придется подбираться головкой с воротком, особенно неудобно с пассажирской стороны — мешает выхлоп и форма пола. На фото левая скобка и прилаженная трещотка — особо не разбежишься, крутим по паре щелчков.

Как всё открутили — снимаем скобки, сдергиваем резиновые втулки. Картина неприятная — под изношенные втулки попадает песок и точит стабилизатор со всем усердием абразива. Абразивный износ самой втулки также наблюдается. Для сравнения новая втулка и старая (с пробегом года полтора-два), при этом, будучи установленной она выглядела неплохо.

Чистим резьбу болтов плашкой M8-1.25 — это полезно в данном случае, т.к. крутить их инструментом неудобно, значит надо обеспечить максимальное легкое закручивание руками, а для этого грязь с резьбы нужно удалить. Почему-то болтики с правой стороны оказались длиннее.

Новые втулки устанавливаются разрезом назад и крашенной точкой (если есть) наружу. В данном случае точек не обнаружилось. Втулки ставим на стабилизатор сразу обе. В качестве эксперимента, втулки смазываем изнутри литолом — и скольжение будет получше и грязи меньше попадет.

Насаживаем скобки и, покачивая стабилизатор вперед-назад и влево-вправо, наживляем все 4 болта крепления. Болты в обязательном порядке обрабатываем олифой — пара капель на резьбу, тогда они легко зайду от руки до упора (на фото ниже болт закручен 2-мя пальцами), и легко открутятся в следующий раз (учитывая скорость износа втулок это достаточно скоро).

Всё затягиваем адекватным моментом (плотно на стандартном для 3/8 воротке) и можно ехать. А можно заодно поменять стойки стабилизатора. Втулки заднего стабилизатора меняются аналогично и с теми же неудобствами — плохой доступ к болтам и сложно наживить их при установке. Решаются сложности также — подбором инструмента и покачиванием при установке.

Метки:
 

Добавить комментарий